о едином диагностическом инструментарии
для педагогов-психологов ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Приложение 3
к приказу управления образования
Северо-Казахстанской области
от «____» апрель 2019 г. № _________
Положение
о едином диагностическом инструментарии
для педагогов-психологов ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
- Общие положения
- Согласно постановления акимата Северо-Казахстанской области от 16 февраля 2015 года «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования» основной задачей работы службы является создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
- Одно из приоритетных направлений Психологической службы – обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности. Реализация данной задачи осуществляется с помощью психодиагностическогонаправления работы педагога-психолога, которое предполагает:
– изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей во время обучения в школе (для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показатели его развития);
– выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта – нормы – в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;
– психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;
– определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;
– получение разносторонней информации о психическом состоянии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.
- Настоящее положение разработано творческой группой педагогов-психологов, созданной при КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» Управления образования СКО.
- Настоящее положение прошло экспертную оценку на кафедре «Психология» Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева и рекомендовано к утверждению.
- Права и обязанности педагога-психолога при организации психодиагностической работы
2.1. Психодиагностика различных сторон жизни и деятельности участников образовательного процесса производится с помощью научно проверенных методов исследования.
2.2. При отборе психодиагностических средств педагог-психолог должен ориентироваться на следующие принципы отбора инструментария и требования к методикам:
– Разнонаправленность методик. Психодиагностика должна охватывать все стороны психической жизни воспитанника: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
– Учет возрастных особенностей воспитанников. Комплекс используемых методик должен включать методики для разных возрастных групп:
– Дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации;
– Включающие комплекс различных показателей в их динамике;
– Дающие возможность регистрации актуальных состояний и построения прогноза, определения «зоны ближайшего развития».
– Режим проведения. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.
– Оперативность получения данных. Необходимость наличия методик, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.
– Компьютерные диагностические методики. Применение компьютера позволяет значительно экономить время на подготовке тестового материала и процедуре обработки результатов. Следует предостеречь от чрезмерного использования компьютерной психодиагностики, так как непосредственное эмоциональное общение клиента с психологом дает дополнительный материал для исследования и позволяет наладить личностный контакт.
2.3. При проведении психодиагностики педагог-психолог должен придерживаться требований морально-этического характера:
– результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку;
– психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей;
– психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают;
– педагог-психолог имеет право применять только сертифицированные профессиональные методики;
– ответственность за качество применяемого метода и полученных с его помощью результатов, несет педагог-психолог образовательного учреждения.
- Требования к организации психодиагностической работы в учреждении образования
3.1. Для обеспечения педагогических и социально-психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в образовательной среде выделяются следующие блоки психодиагностической работы:
3.1.1. Готовность к обучению и общению у старших дошкольников.
Цели диагностики: понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости; распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме; отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.
3.1.2. Адаптация к обучению и воспитанию в новых условиях (1, 5, 10 классы, вновь прибывшие учащиеся и вновь созданные классы).
Цель диагностики: изучение степени и особенностей приспособления школьников к новой социальной ситуации, новым социально-педагогическим условиям.
- Психологическая подготовка к Внешней оценке учебных достижений (ВОУД), Единому национальному тестированию (ЕНТ) и государственным экзаменам
Цели диагностики: комплексная оценка индивидуальных особенностей личности, особенностей поведения и деятельности обучающихся; определение индивидуального стиля познавательной деятельности с целью оптимизации процесса подготовки к государственной аттестации.
3.1.4. Особенности интеллектуального развития воспитанников и обучающихся.
Цели диагностики: изучение особенности и степень сформированности мыслительных процессов; психолого-педагогическое обеспечение индивидуализированного подхода к учащимся и выявление эффективности учебного процесса; осуществление контроля за динамикой интеллектуального развития воспитанников и учащихся и своевременное исправление отклонений.
3.1.5. Мотивация и успешность обучения воспитанников и обучающихся.
Цели диагностики: определить уровень и характер учебной мотивации; выявить преобладающее отношение учащегося к школе.
3.1.6. Личностное и эмоциональное развитие воспитанников и обучающихся.
Цели диагностики: получить целостное представление о различных сторонах личности учащихся на определённом возрастном этапе развития; выявить доминирующее психическое состояние школьника при восприятии им различных учебных ситуаций; определить причины трудностей в обучении и общении.
3.1.7. Профессиональное самоопределение школьников.
Цели диагностики: определить особенности предпрофильного и профильного самоопределения; формировать у подростков профессиональное самоопределение в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности
3.1.8. Межличностные взаимоотношения в образовательном учреждении.
Цель диагностики: определить положение школьника в системе межличностных отношений в классном коллективе;
3.1.9. Развитие творческих способностей школьников.
Цели диагностики: выявление творческого потенциала личности на различных этапах обучения и воспитания.
3.1.10. Взаимодействие семьи и школы
Цели диагностики: выявление особенностей социальной ситуации развития личности, основных направлений совместной деятельности участников образовательного процесса; изучение особенностей воспитания родителями, процессов взаимодействия родителей с детьми.
3.1.11. Психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Цели диагностики: оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения психологических факторов комфортности; оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе его аттестации; психологическая экспертиза деятельности педагога; психолого-педагогическое обеспечение обратной связи для более оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе.
- В каждом блоке содержится комплект методик, рекомендованных к использованию в работе педагога-психолога образовательного учреждения (с учетом языка обучения – на русском и/или казахском языках).
- Перечень данных методик составляет единый диагностический инструментарий для педагогов-психологов учреждений образования (согласно приложению 1).
- Дополнительный выбор диагностических и методических средств может быть обусловлен спецификой образовательного учреждения, контингентом учащихся (воспитанников), профессионализмом психолога и другими факторами.
- Результаты психодиагностики отражаются в «Карте психологического сопровождения учащегося», которая является единой для использования в работе педагогами-психологами учреждений образования области (согласно приложению 2).
4. Порядок ознакомления субъектов учебно-воспитательного процесса с результатами психодиагностики
4.1. При сообщении результатов диагностики педагог-психолог должен руководствоваться следующими принципами организации обратной связи с пользователями психодиагностической информации:
– принцип не нанесения ущерба, предполагающий, что результаты психодиагностики ни в коем случае не могут быть использованы во вред ребенку. Если диагностика проводится в целях типизации или дифференциации (по уровню готовности к школе, отбору в гимназические классы и пр.), то данный принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, в том числе и по поводу того, кем и каким образом будут использоваться его диагностические данные;
– принцип эффективности и обоснованности сообщаемых результатов, предполагающий, что формулируемые рекомендации обязательно должны быть полезными для ребенка;
– принцип интеграции информации, предполагающий, что сообщение результатов должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в процесс сообщения информации и получения обратной связи;
– принцип доверительного сотрудничества, основанный на необходимости привлечения психологом к процессу интерпретации непосредственных пользователей диагностической информации, в том числе и в контексте возникающих у них конкретных вопросов;
– принцип персональной ответственности педагога-психолога за корректность данных, за точность и достоверность поставленного диагноза, за этический его аспект, а в случае передачи диагностической информации для педагогической практики – часто и за то, как этот диагноз будет учитываться и пользователем.
4.2. Итоговый результатпсихологической диагностики должен предоставляться на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
- уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, городского управления образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
- уровень – информация для родителей. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает родителям об особенностях мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. их ребенка. Эти результаты служат основой для решения индивидуальных проблем при взаимодействии с ребенком, учителем.
4.3. Систематическое отслеживание результатов психодиагностики позволяет:
– УЧЕНИКУ
При взаимодействии с учителями и родителями | При взаимодействии с учениками | Самому ученику |
решать конструктивно возникающие в УВП проблемы. | – определить свое место в социальных группах; – выработать стратегию поведения в социуме; – владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: ставить общую цель и определять средства ее достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнеров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. | – построить индивидуальную программу самосовершенствования; – развивать коммуникативную и рефлексивную компетенцию; – помогает определить профессиональную направленность; – определить свой социальный статус; – объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке. |
– ПЕДАГОГУ
При работе с учащимися | При взаимодействии с родителями | Самому учителю |
определить относительное место учащегося в классе и параллели; провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам; получить сравнительную оценку качества работы учителей;разработать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты, портфолио | развивать собственную коммуникативную компетентность;формировать психолого-педагогическую компетентность родителей;решать конструктивно возникающие в УВП проблемы. | определить уровень профессиональной компетентности и целенаправленно развивать его;развивать рефлексивную культуру.выявлять и конструктивно решать психологические проблемы учителя;развивать навыки самоорганизации и самоменеджмента; создавать портфолио учителя. |
– АДМИНИСТРАЦИИ
При взаимодействии с учителями | При взаимодействии с учениками | При взаимодействии с родителями |
получить сравнительную оценку качества работы учителей; разработать индивидуальные программы профессионального и личностного роста;создать условия для поддержания благоприятного психологического климата;оказать методическую помощь при организации УВП;развивать психолого-педагогическую компетентность педагога. | определить относительное место учащегося в классе и параллели; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам. | развивать психолого-педагогическую компетентность родителей; решать конструктивно возникающие в УВП проблемы. |
Приложение 1
Единый диагностический инструментарий
для педагогов-психологов учреждений образования
Северо-Казахстанской области
(комплект методик, рекомендованных к использованию в работе педагога-психолога учреждения образования по выделенным блокам)
Блок 1. Готовность к обучению и общению у старших дошкольников
Дошкольные образовательные учреждения
- Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. – Семаго Н., Семаго М. «Школьный психолог», №9, 2003.
- Изучение обучаемости ребенка, методика «Сапожки» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003.
- Диагностика уровня притязаний, методика «Собери картинку» Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003.
- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М 1995.
- Методика «Домик» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Запомни фигуры» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Сост. Доценко Е.В. – Волгоград 2010.
- Методика «Серия сюжетных картинок, связанных единым смыслом», Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.
- Методика «Четвертый лишний» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «10 слов» А.Р. Лурия – Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – Серия «От детского сада к школе»
- Методика «Запомни фигуры» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Сост. Доценко Е.В. – Волгоград 2010.
- «Корректурная проба» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Серия сюжетных картинок, связанных единым смыслом», Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.
Средние образовательные учреждения
- Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Семаго Н., Семаго М. «Школьный психолог», №9, 2003.
- Методика «Домик», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Четвертый лишний», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Оперативная память», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Долговременная память», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- Методика «Запомни пару», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
- «Корректурная проба», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
Блок 2. Адаптация к обучению и воспитанию в новых условиях
Дошкольные образовательные учреждения
Для детей возраста 2-4 года
- Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ. Анкета для родителей. – Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов. – М: Изд-во «Владос», 2002.
- Определение готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Анкета для родителей. – Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы / Под редакцией Е.А. Каралашвили – М:ТЦ «Сфера», 2006. – Приложение к журналу «Управление дошкольными образовательными учреждениями».
- Методика «Лист адаптации» – Ватутина Н.Д Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детских садов/ Под редакцией Л.И. Каплан. – М: Просвещение, 1983.
- Тест для родителей «Я и мой ребенок» – Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Для учащихся 1 классов
- Проективные методики:
– Диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан – Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.
– «Несуществующее животное» – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
– «Кинетический рисунок семьи» – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
– Пиктографический тест «Школа» (Баркан А.И., Полуянов Ю.А.) – А. Баркан О чем говорит детский рисунок. – М.: АСТ, 2010.
2. Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) – Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой. – М., 1993.
Для учащихся 5 классов
1. Тест школьной тревожности Филлипс – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
2. Различные варианты методики «Незаконченные предложения» – Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
3. Методика «Градусник» – Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984.
4. Адаптационная методика «Дерево» – Пономаренко Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. – Одесса «Астра-Принт», 1999.
5. Социометрия (Дж. Морено) – Практическая психология в тестах, или Как научится понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский – М.: АСТ-Пресс, 1997.
Для учащихся 10 классов
1. Тест-опросник значения учебных предметов для развития личности – Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2004. № 2.
2. Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д. Спилберг, модификация А.Д. Андреева) – Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика НПО «ОДЭК», 2000.
3. Шкала тревожности Кондаш. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
4. Социометрия (Дж. Морено) – (компьютерный вариант)
Для вновь прибывших учащихся и вновь созданных классов
- Социометрия (Дж. Морено) – см. выше.
Блок 3. Психологическая подготовка к Внешней оценке достижений, Единому национальному тестированию и государственным экзаменам
Примечание:
- В зависимости от цели работы педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
- Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
- Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
- Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
- Тест Айзенка IQ – А. Ханс, Э. Даррин Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.И. Кравцова. – М.: ООО «АСТ», 1997.
- Интеллектуальная лабильность или умение переключаться. – Практическая психология в тестах, или Как научится понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский – М.: АСТ-Пресс, 1997.
- Тип мышления – Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
- КОТ (уровень умственных способностей) – Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. – Учеб. пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
- Анкета «Изучение познавательных затруднений» – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – Издательство Института психотерапии, 2005.
- Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
- Шкала самооценки Спилбергера-Ханина (реактивная и личностная тревожность) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.П. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
- Шкала тревожности Кондаш – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
- Методика диагностики эмоциональности – Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Феникс. 2008.
- Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Мотивация успеха и боязнь неудач (опросник Реана) – Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Блок 4. Особенности интеллектуального развития воспитанников и обучающихся
Дошкольные образовательные учреждения
Для детей возраста 3-4 года
- Методика «Коробка форм» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Пирамидка» и «Мисочки» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Разрезные картинки» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Конструирование по образцу» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Для детей возраста 4-5 лет
- Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Дорисовывание фигур» Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – Серия «От детского сада к школе»
- Методика «Мисочки» (включение в ряд) – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Рыбка» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Для детей возраста 5-6 лет
- Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Рыбка» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Два дома» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Свободная классификация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Самое непохожее» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Классификация по заданному принципу» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Игровая комната» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Лестница» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Эталоны» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Перцептивное моделирование» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Схематизация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Учебная деятельность» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
Для детей возраста 6-7 лет
- Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Два дома» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Свободная классификация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Самое непохожее» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Классификация по заданному принципу» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Игровая комната» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Лестница» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Эталоны» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Перцептивное моделирование» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Схематизация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Систематизация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Методика «Учебная деятельность» Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
Дополнительно к возрасту от 5-7 лет
- Методика «Запомни картинки» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «Назови одним словом» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «Какие предметы спрятались в рисунке» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «Четвертый лишний» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Корректурная проба» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Методика «Найди отличия» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «Проставь значки» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
- Методика «Серия сюжетных картинок, связанных единым смыслом» Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.
- Методика «Домик» – Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004.
Средние образовательные учреждения
Для учащихся 2-4 классов
- Методика определения умственного развития нормальных детей Э.Ф. Замбацявичене – Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра) – Дефектология.
- Методики диагностики степени сформированности мыслительных процессов (Л.Ф. Тихомирова) – «Школьный психолог», №36, 2003.
- Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная) – см. Блок 3
- Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – см. Блок 3
- Тест Айзенка IQ – см. Блок 3
Для учащихся 9-11 классов
- Интеллектуальная лабильность или умение переключаться – см. Блок 3
- Тип мышления – см. Блок 3
- КОТ (уровень умственных способностей) – см. Блок 3
- Анкета «Изучение познавательных затруднений» – см. Блок 3
- Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная) – см. Блок 3
- Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – см. Блок 3
- Тест Айзенка IQ – см. Блок 3
Блок 5. Мотивация и успешность обучения воспитанников и обучающихся
Дошкольные образовательные учреждения
Для детей возраста 5-6 лет
- Опросник «Отношение ребенка к школе» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Экспериментальная методика «Рассказы о школе» (М.Р. Гинзбург) – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
3. Методика «Беседа о школе» – Т.А. Нежнова. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе – М. ТЦ «Сфера»,2006.
4. Диагностика уровня притязаний методика «Собери картинку» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.
Средние образовательные учреждения
Для учащихся 1-4 классов
1.Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) – см. Блок 2
2. Пиктографический тест «Школа» – см. Блок 2
3. Диагностическая методика «Настроение» – Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.
4. Изучение направленности на: приобретение знаний / отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) – Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.
5. «Лесенка уроков» (интерес к школьным предметам) – Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.
6. Анкета «Мое отношение к учению» – Журнал «Школьный психолог», №36, 2003.
7. «Лесенка побуждений» (соотношение мотивов учения) – Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.
Для учащихся 5-11 классов
1. Методика «Составь расписание» (профессор Л.В. Байбородова). – Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э.
2 Тест-опросник значения учебных предметов для развития личности – см. Блок 2
3. Опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» – см. Блок 3
4. Метод экспертной оценки уровня успешности обучения школьников.
Блок 6. Личностное и эмоциональное развитие воспитанников и обучающихся
Примечание:
- В зависимости от цели работы по профориентации и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
- Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
Дошкольные образовательные учреждения
Для детей возраста 5-6 лет
- Тест тревожности Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки – Методы психологической диагностики: альманах // Выпуск № 9 – Минск, 1989.
- Методика «Самооценка» – Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.. 1998.
- Методика «Страхи» – А. И. Захаров Неврозы в детском возрасте. – СПб., 1996.
- Метод А.И.Захарова в соединении с тестом «Красный дом-черный дом» в модификации М.А. Панфиловой – Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- Методика «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» А. Кучерова – Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
- Методика «Цветовой тест эмоционального благополучия ребёнка в детском саду» (Люшер) Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002.
- Социометрия – Диагностико-коррекционная работа с детьми / Сост. О.М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001.
- Методика «Кактус» – Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Сост. С.В. Велиева. – Спб.: Речь, 2007.
- Проективная методика «Несуществующее животное» – Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. /Сост. С.В. Велиева. Спб. Речь, 2007.
- Методика Хухлаевой Л. «Лесенка» – Учим детей общению. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В – Ярославль, 1997.
- Диагностика уровня притязаний методика «Собери картинку» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
- Диагностика уровня сформированности игровых навыков – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
- Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре – Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Средние образовательные учреждения
Для учащихся 1-4 классов
- Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. – Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна. – Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1 – 4 кл. – М.: Эксмо, 2008.
- Психогеометрический тест. – Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми.
- Исследование уровня притязаний. Тест Шварцландера. – «Школьный психолог», 2007. – № 2,
- Проективная методика «Дерево» Л.П. Понаморенко – «Школьный психолог», 2009. – № 23
- Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреева) – см. Блок 2
Дополнительно
– Методика определения эмоционального уровня самооценки А.В.Захаровой – Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
– Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) – Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Для учащихся 5-9 классов
- Психогеометрический тест. М. – см. выше
- Исследование уровня притязаний – см. выше
- Проективная методика «Дерево» – см. Блок 2
- Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреева) – см. Блок 2
- Диагностика состояния агрессии у подростков (тест Баса-Дарки) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Выявление акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Уровень самооценки. – Самопознание. Тетрадь ученика для 7 класса общеобразовательных школ. Е.М. Лосева, И.В. Калачаева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова. – Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.
- Тест «Какой я в общении?» – Самопознание. Тетрадь ученика для 7 класса общеобразовательных школ. Е.М. Лосева, И.В. Калачаева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова. – Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.
- Стили поведения в конфликте. Тест Томаса. – Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.
- Шкала тревожности Кондаш. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Дополнительно
– Исследование личности с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) ) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Для учащихся 10-11 классов
- Психогеометрический тест – см. выше
- Исследование уровня притязаний. Тест Шварцландера – см. выше
- Методика экспесс-диагностики характерологических особенностей личности (Опросник Айзенка) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
- Шкала самооценки Спилберга–Ханина (реактивная и личностная тревожность) – см. Блок 3
- Методика самооценки психических состояний по Г.Айзенку. – см. Блок 3
Дополнительно
– Методика диагностики коммуникативно-социальной компетентности (КСК) –Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
Блок 7. Профессиональное самоопределение школьников
Примечание:
- В зависимости от цели работы по профориентации и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
- Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
- Методика «Эрудит»
- Тип мышления.
- Тип общения.
- Тепинг-тест.
- Анкета «Ориентация».
- Г.Айзенк – особенности личности
- ДДО « Я предпочту»
- Методика «Экспресс-анализ».
- Методика «Художник или мыслитель»
- Анкета «Твои профессиональные намерения»
- Анкета «Осведомленность о профессиях»
- Анкета «Изучение настойчивости»
- Тест Д. Голланда по определению типа личности
- Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)
- Методика «Профессиональная мотивация»
- Методика «КОС»
- Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжникова)
Источники
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.М.,2005.
- Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Феникс. 2008.
Блок 8. Межличностные взаимоотношения в образовательном учреждении
Дошкольные образовательные учреждения
- Характер отношения дошкольника к воспитателю. Рисунок воспитателя. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.(с 4 лет)
- Изучение психологического климата в группе. Рисунок «Моя группа»
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.(с 5 лет)
- Социометрическая игра «Секрет» Репина Т.А. – Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
Средние образовательные учреждения
1. Изучение взаимоотношений с педагогом и сверстниками «Сказка» (метод обратной связи) – М. Битянова Получение обратной связи // Школьный психолог, 2002. – №15.
2. Социометрия – см. Блок 2
3. СПСК (социально-психологичская самоаттестация группы как коллектива) – Немов. Учебник для студ.высш.пед.заведения. Кн.3: Психодиагностика., М: «Владос», 1997.
4. «Оценка отношений подростка с классом» – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Блок 9. Развитие творческих способностей школьников
Примечание:
- В зависимости от цели работы и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
- Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
Дошкольные образовательные учреждения
1. Методика определения некоторых творческих способностей ребенка Л.И. Миллер «Способность и одаренность» Усть-Каменогорск, 2002. (с 5-6 лет)
2. Тест креативности Торранса – Л.И. Миллер Способность и одаренность. – Усть-Каменогорск, 2002.(с 5-6 лет)
3. Методика «Карта одаренности» – Л.И. Миллер Способность и одаренность. – Усть-Каменогорск, 2002. (с 5 лет)
Средние образовательные учреждения
1. Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным) – Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / Авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. – Гродно: ГрГУ, 2007.
2. Методика Е. Туник – Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / Авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. – Гродно: ГрГУ, 2007.
3. Набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник – Пашнев Б.К. Система поиска одаренных учащихся современными психодиагностическими методами // Психолог. Журнал. – М., 2004.
4. Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову) – Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.
5. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма (Торренс Е.) – Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.
6. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» – Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.
7. Методика изучения детской креативности как черты личности ребёнка (Овчарова Р.В.) – Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.
Блок 10. Взаимодействие семьи и школы
Примечание: в зависимости от цели работы и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
Дошкольные образовательные учреждения
1. Родительское сочинение (В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой) – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
2. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
3. Методика «День рождения» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
4. Методика «Интервью с ребенком». – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
5. Шкала степени отверженности ребенка в семье – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
6. Методика «Лесенка» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.
7. Методика «Рисунок семьи» и ее модификации. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Средние образовательные учреждения
– Предлагаемые ребенку:
- Методика «Рисунок семьи» и ее модификации – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004г., с. 160; Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
- Адаптированный вариант методики Рене Жиля – Малкина-Пых И.Г.Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008.
- Различные варианты методики «Незаконченные предложения» – Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
- Опросник «Анализ семейной тревоги» – Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
– Предлагаемые родителям:
1. Методика АСВ – Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008 г., с. 992, ил.
2. Методика PARI – Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008 г., с. 992, ил.
3. Тест опросник родительского отношения (ОРО) – Немов. Учебник для студ.высш.пед.заведения. Кн.3: Психодиагностика., М: «Владос», 1997 г.,с.503
4. Стиль взаимодействия с ребенком (экспресс-диагностика) – Степанов С. Опросник «Стили взаимодействия с ребенком» – ж. «Школьный психолог», 2000. – №5.
– Предлагаемые поочередно детям и родителям:
А) Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской – Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:Речь, 2005.—150с ,илл.
Б) Семейная социограмма – Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.:Речь, 2003г., с. 336
– Анкеты по особенностям организации обучения и воспитания учащихся (составляются службой).
Блок 11. Психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
Примечание: в зависимости от цели работы педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу диагностики.
- Программа мониторинга «Объект: педагог»
1.Анкета «Учитель-ученик» – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
2. Оцените свой творческий потенциал – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
3. Тест В.А. Сонина «Кто я есть в этом мире?» – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.
4. Оценка профессиональной направленности личности учителя – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.:Просвещение, 1993.
5. Барьеры педагогической деятельности. Анкета «Способность учителя к саморазвитию» – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Просвещение, 1993.
6. Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя – Диагностика успешности учителя: // Сб. метод мат. для руководителей шк/ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
7. Самоконтроль и самоанализ педагогической деятельности – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
8. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
9. Методика оценки работы учителя (МОРУ)– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
10. Тест «Определите, на каком уровне вы находитесь как учитель». – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
11. Экспертная оценка и самооценка педагогических умений учителя– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
12. Анкета для учителей на выявление резервных возможностей и качества обучения– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
13. Анкета-определитель профиля МДС. (Мудрость. Доброжелательность. Смелость.) – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
14. Выявление тенденции к стилям педагогического общения – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
15. Моя информационная культура – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
16. Оценка уровня творческого потенциала личности – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
17. Готовность к педагогическому творчеству – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
- Выявление индивидуально-типологических особенностей личности учителя
1. Оценка агрессивности педагога. Тест А.Ассингера – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
2. Способность педагога к эмпатии. Методика И.М.Юсупова – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
3. Оценка общительности учителя. Методика В.Ф.Ряховского.– Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
4. Самоконтроль в общении. Тест М. Снайдера. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
5.Тест «Умеете ли вы слушать?». Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования» М: Просвещение, 1993.
6. Оценка способов реагирования в конфликте. Тест «Конфликтная ли вы личность». – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.
7. Стиль конфликтного поведения К.Н. Томаса. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
8. Шкала самооценки мотивации одобрения Д.Марлоу и Д. Крауна. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» – А.А. Алексеева, Л.А. Громова. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание. 1992.
10. Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) педагога (Анкета НПУ: «Прогноз») – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.
11. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе по полярным профилям. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
12. Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.
- Оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе аттестации
- Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д. Спилберг, модификация А.Д. Андреева) – Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика НПО «ОДЭК», 2000г. – 304 с.
- Методика «Составь расписание» (профессор Л. В. Байбородова). – Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э. – 39 с.
- Методика «Поставь оценку предмету» (Методика «Рейтинг предмета и учителя»)
- Методика «Учебная мотивация изучения конкретного предмета» – Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.
- Психодиагностика в работе классного руководителя
- Диагностическая карта класса:
- ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними;
- возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.;
- возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми;
- тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) – получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми;
- состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз и т.п.. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.
- успеваемость – можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи;
- черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки;
- информация об увлечениях, интересах, специальных умениях – дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
- одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей;
- отношение к учению, мотивы учения – выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: познавательная активность, интерес, чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей;
- общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записывается так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры;
- положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения;
- постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников;
- профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы;
- сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников – учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
- Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»
- Анкета «Школьные годы родителей»
- Анкета «Близкие ребенку люди»
- Анкета «Мой ребенок: какой он?»
- Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»
- Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
- Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Источник: Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э. – 39 с.
- Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
– Анкета для учащихся
– Анкета для учителей
– Анкета для родителей
Источник: Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды / Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко. – Курган, 2004.