О ПОСТАНОВКЕ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕТ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Приложение 3
к приказу управления образования
Северо-Казахстанской области
от «____» апрель 2019 г. № _________
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСТАНОВКЕ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕТ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
- Положение о постановке учащихся на учет разработано в целях организации целенаправленной индивидуальной и групповой профилактической работы с проблемными категориями несовершеннолетних.
- Основными принципами Положения о постановке учащихся на учет являются:
2.1. законности, демократизма и гуманного отношения
к несовершеннолетним;
2.2. индивидуального подхода к несовершеннолетним и их семьям;
2.3. соблюдения конфиденциальности полученной информации;
2.4. обеспечения ответственности должностных лиц и граждан
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.5 любая информация вытекающая из данного положения является конфиденциальной, предназначена для внутреннего пользования образовательных учреждений, по письменному запросу прокуратуры предоставляются списки учащихся состоящих на внешнем учете.
Учёт учащихся основывается на следующей структуре:
3.1 Внешний учёт – учащиеся состоящие на учёте в ОНЦ, ОЮП МПС УВД, Состоящие на персональном учёте несовершеннолетних оказавшихся
в трудной жизненной ситуации);
3.2 Внутренний учет, определяемый следующими факторами:
– Поведенческие факторы (учащиеся склонные к правонарушениям,
к конфликтному поведению, к нарушению этических норм, склонные
к прогулам и бродяжничеству);
– Социально-бытовые факторы (учащиеся, воспитывающиеся
в малообеспеченных семьях; из многодетных семей, опекаемые, находящиеся на патронатном воспитании учащиеся;несовершеннолетние, проживающие отдельно от родителей;недокументированные учащиеся, учащиеся, проживающие в отдалённых микрорайонах; дисфункциональные, неблагополучные семьи (в том числе жестокое обращение в семье, дисгармоничные стили детско-родительских отношений); учащиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию;
– Учебно-педагогические факторы (второгодники и слабоуспевающие учащееся, одарённые дети);
– Логопедические факторы (учащиеся с общим недоразвитием речи, с недостатками чтения, письма, обусловленными НВОНР; учащиеся
с заиканием, с нарушением произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
– Медицинские факторы (учащиеся, имеющие хронические заболевания; дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями, учащиеся, находящиеся на надомном обучении; учащиеся, находящиеся на учете в областном противотуберкулезном диспансере);
– Дефектологические факторы (учащиеся с особыми образовательными потребностями)
– Психологические факторы (учащиеся, склонные к аутодеструктивному поведению; находящиеся в кризисной ситуации; учащиеся с высокой личностной тревожностью; учащиеся с патохарактерологическими особенностями (акцентуированные черты характера); учащиеся с выраженной компьютерной зависимостью, учащиеся с низкой готовностью к обучению, низкой мотивацией учения.
- Координирует работу с учащимися, состоящими на учёте, Руководитель социально-психологической службы.
- Процедура постановки на учёт строится в соответствии с факторами постановки на учёт.
- любая информация вытекающая из данного положения является конфиденциальной, предназначена для внутреннего пользования образовательных учреждений, по письменному запросу прокуратуры предоставляются списки учащихся состоящих на внешнем учете.
- Настоящее положение разработано творческой группой социальных педагогов и педагогов-психологов, созданной при КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» Управления образования СКО.
Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
- Аутодеструкция — аномальное состояние личности, выражающееся
в стремлении индивида к саморазрушению вследствие искажения
его социализации. - Аутодеструктивное поведение – является формой девиантного (отклоняющегося) поведения; это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному соматическому или психическому здоровью.
- Акцентуация характера – (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости
к другим. - Аддитивное поведение – это нарушение психического здоровья, проявляющееся в сниженной переносимости трудностей повседневной жизни, скрытом комплексе неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремлением говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит
к их агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости. - Бродяжничество – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями.
- Второгодник – учащийся, оставленный на повторный год обучения.
- Девиантное поведение – (от лат. deviatio – отключение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым, социальным и нравственным нормам.
- Деструктивное поведение – форма активности личности, вызывающих разрушение функционирующих структур, негативная форма девиантного поведения. Человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому.
- Дисфункциональная семья – семья в которой конфликты, жестокое или пренебрегающее поведение личностно незрелых и зачастую находящихся на грани развода родителей, пребывающих в весьма непростых отношениях друг с другом и с детьми, носят систематический характер.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
- Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
- Дети инвалиды – дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
- Заикание – это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей
её ритмическое течение. - Конфликтное поведение – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
- Компьютерная зависимость – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видео- и компьютерными играми, вызывающими самую сильную зависимость считаются сетевые игры.
- Малообеспеченная семья – это семья, средний доход которой на каждого человека не превышает установленный законодательством
и региональными представительствами прожиточный минимум. - Многодетная семья – семья, имеющая четырех и более совместно проживающих (включая временно отсутствующих) несовершеннолетних детей.
- Мотивация учения – система потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться
к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными
(а в будущем – профессиональными) умениями. - Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом,
не справляющаяся с возложенными на неё функциями в какой-либо
из сфер жизнедеятельности или нескольких одноовременно. - НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
- ОЮП МПС УВД – отделение ювенальной полиции местной полицейской службы управления внутренних дел.
- ОНЦ – областной наркологический центр.
- Опёка – правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних
и лиц, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными). - Опекун – лицо, назначенное в установленном законом порядке для осуществления функций по опёке и попечительству.
- Обучающийся на дому – учащийся, которому медицинской комиссией ВКК по состоянию здоровья рекомендовано индивидуальное обучение на дому.
- Одарённые дети – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
- ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) )при нормальном слухе и интеллекте.
- Патохарактерологические особенности – изменениями характера, сформировавшимися в процессе психического развития человека и его воспитания, особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается.
- Патронат – форма воспитания, при которой дети, оставшиеся
без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан
по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребёнка на воспитание. - Правонарушение – это виновное действие или бездействие человека, которое противоречит законодательным нормативам, наносит вред третьим лицам, что предусматривает наступление для виновного неблагоприятных последствий, установленных на государственном уровне.
- ППМС-сопровождение – психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса.
- Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения
и функционирования речевого аппарата. - Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения, выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания.
- Социализация – (отлат. socialis — общественный), процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
- Стресс – (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее
его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы (или организма в целом). - Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
- Суицидальный риск – склонность подростка к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
- Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
- Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
- Фрустрация потребностей – (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
- Хроническое заболевание – затяжные болезненные процессы, медленно поддающиеся лечению или вовсе неизлечимые.
- Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми.
- Эмоциональное напряжение – совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности, сопровождающуюся ощущением беспомощности перед жизненными обстоятельствами.
Система постановки на учет
№ | Факторы постановки на учет | Критерии постановки на учёт | Информационный повод постановки на учёт | Срок учёта | Критерии снятия с учёта | Специалист курирующий группу | |
1. Внешний учёт | |||||||
1.1 | Состоящие на учёте в ОНЦ | Совершение административного правонарушения, предусмотренного КРКоАП, информация врача-нарколога | Сообщение врача-нарколога, ОЮП УВД | Минимальный – календарный год (может быть продлён по решению Совета профилактики) | Систематическое посещение врача нарколога, положительная характеристика | Социальный педагог | |
1.2 | Состоящие на учёте в ОЮП | Бродяжничество. Совершение противоправных действий, Учёт в ОНЦ. Освобождение из мест лишения свободы. Получение условного срока осуждения, либо снятие уголовного преследования по нереабелитирующим обстоятельствам | Представление инспектора ОЮП. Решение суда. Справка об освобождении | Календарный год | Отсутствие правонарушений и преступлений, положительная характеристика | Социальный педагог, инспектор ОЮП | |
1.3 | Состоящие на персональном учёте несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Факт постановки на персональный учёт несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Сообщение с КДН иЗП | 1 год при необходимости продлевается | Устранение причины трудной жизненной ситуации | Социальный педагог, инспектор ОЮП | |
Внутренний учёт 2. Поведенческие факторы | |||||||
2.1 | Учащиеся, склонные к правонарушениям | Совершение проступков, не повлёкших учёт в ОНЦ или ОЮП | Сообщение классного руководителя, соседей, родительского комитета, администрации школы | 1 год, при необходимости продлевается | Отсутствие проступков в течении 1 календарного года, положительная характеристика | Социальный педагог, инспектор ОЮП, психолог | |
2.2 | Учащиеся, склонные к конфликтному поведению | Нарушение межличностных взаимоотношений, наличие межличностного конфликта | Докладные от учителей, жалобы со стороны родителей, сообщение классного руководителя, учащихся или их родителей | Неопределённый, до снятия проблемы | Установление взаимопонимания (решение конфликта) | Социальный педагог, инспектор ОЮП, классный руководитель, психолог | |
2.3 | Учащиеся, склонные к нарушению этических норм | Фиксация нарушения общепринятых норм поведения, психологическая диагностика | Сообщение классного руководителя, родителей, психолога | Неопределённый, до снятия проблемы | Устойчивая позиция, отсутствие нарушения этических норм | Психолог, социальный педагог, классный руководитель | |
2.4 | Склонные к прогулам, бродяжничеству | 1) Систематические опоздания на уроки. 2) Пропуски 10-ти уроков без уважительной причины в течении месяца; 3) 5 дней непосещения без уважительных причин в течении четверти; 4) Факт побега из дома (или отсутствие в ночное время), зафиксированный родителями (лицами их заменяющими), ОЮП, справка о бродяжничестве | Докладные классных руководителей Заявление родителей, сообщение ОЮП, информация ЦАНа | 1 год 2 учебных года | Отсутствие опозданий Посещение занятий без пропуска уроков Отсутствие пропусков без уважительной причины Отсутствие данных фактов | Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Социальный педагог, инспектор ОЮП | |
3. Социально-бытовые факторы | |||||||
3.1 | Учащиеся, воспитывающиеся в малообеспеченных семьях | Доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума | Справки о доходах всех дееспособных членов семьи, учёт дееспособных на бирже труда, сп-ка о составе семьи | 1 год, при необходимости возобновляется | Трудоустройство дееспособных членов семьи, увеличение дохода | Зам директора по ВР | |
3.2 | Учащиеся из многодетных семей | 4 и более детей в семье | Справка о составе семьи | Постоянно | – | Зам директора по ВР | |
3.3 | Опекаемые, находящиеся на патронатном воспитании, учащиеся | Факт опёки или патронатного воспитания | Удостоверение опекуна, Договор о передаче на патронатное воспитание | Постоянно | Отказ, либо лишение опёки, либо расторжение договора о патронатном воспитании | Зам директора по ВР Общественный инспектор по охране детства | |
3.4 | Несовершеннолетние, проживающие отдельно от родителей | Установление факта отдельного проживания несовершеннолетних | Доверенность на лицо, у которого проживает ребёнок | Постоянно | Возвращение к родителям | Социальный педагог | |
3.5 | Недокументированные учащиеся | Отсутствие свидетельства о рождении Отсутствие удостоверения личности | До момента документирования | Документирование | Социальный педагог, инспектор ОЮП | ||
3.6 | Учащиеся, проживающие в отдалённых микрорайонах | Проживание не в микрорайоне школы | Справка с места жительства | Постоянно | Переезд в микрорайон шк. | Классный руководитель | |
3.7 | Дисфункциональные, неблагополучные семьи (в том числе жестокое обращение в семье, а также дисгармоничные стили детско-родительских отношений) | Установление факта насилия в семье, диагностика дисгармоничного стиля воспитания, употребление алкоголя, наркотических препаратов. | Сообщение УВД, соседей, классного руководителя, ребёнка, психолога, социального педагога | Постоянно | Устранение фактора насилия, нормализация стиля взаимоотношений | Социальный педагог, инспектор ОЮП, психолог | |
3.8 | Учащиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию | Установление факта трудной жизненной ситуации | Сообщение классного руководителя, родительского комитета, родственников, соседей и других заинтересованных лиц | До разрешения трудной жизненной ситуации | Нормализация жизненной ситуации | Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог, инспектор ОЮП | |
4. Учебно-педагогические факторы | |||||||
4.1 | Второгодники и слабоуспевающие учащиеся | Факт второгодничества: наличие итоговых неудовлетворительных оценок за четверть (учебный год) | Выписка из решения педсовета об оставлении учащегося на повторный год обучения, табель успеваемости | 1 год | Перевод в следующий класс, стабильная успеваемость | Психолог, классный руководитель | |
4.2 | Одарённые дети | Высокая успеваемость. Ярко выраженный интерес к определённым наукам (предметам). Интерес к творческой деятельности. Ярко выраженные индивидуальные способности | Мониторинг учебной деятельности; психологическая диагностика, наблюдение; сообщение классного руководителя, родителей | Постоянно | Выпуск со школы | Зам директора по УР, психолог, педагоги дополнительного образования | |
5. Логопедические факторы | |||||||
5.1 | Учащиеся с общим недоразвитием речи | Нарушения, фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп, недостаточная сформированность фонематических процессов, лексический запас ограничен, грамматический строй недостаточно сформирован, в следствие этого недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению навыками в учебной деятельности | Заявления родителей детей, нуждающихся в логопедической помощи, ПМПК, учителя. | От 2 до 3 лет, в зависимости от выраженности речевого нарушения | По мере устранения недостатков речевого развития | Логопед | |
5.2 | Учащиеся с недостатками чтения и письма, обусловленные НВОНР | Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков, недостаточная сформированность фонематических предпосылок, лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. | Заявления родителей детей, нуждающихся в логопедической помощи, ПМПК, учителя | От 2 до 3 лет, в зависимости от выраженности речевого нарушения | По мере устранения недостатков речевого развития | Логопед | |
5.3 | Учащиеся с заиканием | Нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата, в следствие чего возникают сложности в освоении учебной программы, нарушена коммуникативная сторона речи. | Заявления родителей детей, нуждающихся в логопедической помощи, ПМПК, учителя | От 2 до 3 лет, в зависимости от выраженности речевого нарушения | По мере устранения недостатков речевого развития | Логопед | |
5.4 | Учащиеся с нарушением произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия) | Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп, нарушенная иннервация органов речевого аппарата, дефектное строение органов речевого аппарата, вследствие чего у детей наблюдается трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работе, трудности формирования учебных умений ( планирование предстоящей работы, умение работать в определенном темпе) | Заявления родителей детей, нуждающихся в логопедической помощи, ПМПК, учителя | От 2 до 3 лет, в зависимости от выраженности речевого нарушения | По мере устранения недостатков речевого развития | Логопед |
Медицинские факторы | ||||||
6.1 | Учащиеся, имеющие хронические заболевания | Наличие хронического заболевания (справка) | «Д» -учёт | Постоянно | Длительная ремиссия | Медицинский работник |
6.2 | Дети-инвалиды, дети с особыми образовательными потребностями | Факт инвалидности | Справка ВКК | Постоянно | Снятие инвалидности | Медицинская сестра, классный руководитель, психолог |
6.3 | Учащиеся, находящиеся на надомном обучении | Рекомендация ВКК о надомном обучении | Справка ВКК с рекомендацией надомного обучения | 1 год | Снятие рекомендаций | Зам директора по УВР, классный руководитель, психолог |
6.4 | Учащиеся, находящиеся на учёте в противотуберкулёз ном диспансере | Рекомендации медицинского работника | Справка об учёте | По мере выздоровления | Снятие с учёта | Медицинская сестра |
Дефектологические факторы | ||||||
7.1 | Учащиеся с отставанием в развитии (с задержкой психического развития психогенного, резидуально-органического, соматогенного генеза) психофизиологический инфантилизм и психическое недоразвитие с особыми образовательными потребностями | Наличие диагноза | Заключение ПМПК | Постоянно | Снятие диагноза в ПМПК | Классный руководитель, психолог |
8. Психологические факторы | ||||||
8.1 | Учащиеся, склонные к аутодеструктивному поведению | Наличие признаков деструктивной активности и признаков нарушения социализации (проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, повторяющихся действий) Диагностированная склонность учащегося к деструктивному поведению | Психологическая характеристика | 1 год при необходимости возобновляется | Повышение уровня жизнестойкости, успешная социализация личности, повышение стрессоустойчивости и самооценки | Классный руководитель, психолог |
8.2 | Учащиеся, находящиеся в кризисной ситуации | Наличие острого или хронического стрессового состояния Острое состояние фрустрации потребностей, фактор эмоционального напряжения | Психологическая характеристика | 1 год при необходимости возобновляется | Гармонизация нервно-психического состояния | Классный руководитель, психолог |
8.3 | Учащиеся с высокой личностной тревожностью | Высокий уровень личной тревожности | Психологическая характеристика | 1 год при необходимости возобновляется | Снижение уровня личной тревожности до среднего уровня. Овладение учащимися навыками саморегуляции, состояния тревоги, повышение эмоциональной устойчивости | Классный руководитель, психолог |
8.4 | Учащиеся с патохарактерологическими особенностями | Наличие выраженной акцентуации характера | Психологическая характеристика | 1 год при необходимости возобновляется | Сглаживание акцентуированных черт характера. Формирование компенсаторных черт характера | Педагог-психолог |
8.5 | Учащиеся с выраженной компьютерной зависимостью | Наличие аддитивного поведения в форме зависимости от компьютерных игр | Психологическая характеристика, сообщение родителей, классного руководителя | 1 год при необходимости возобновляется | Устранение психологической зависимости | Педагог-психолог |
8.6 | Учащиеся с низкой готовностью к обучению, низкой мотивацией учения | Сложности в освоении учебной программы вследствие низкой психофизиологической, психологической или интеллектуальной готовности к обучению, снижение мотивации учения | Психологическая характеристика, сообщение классного руководителя | 1 год при необходимости возобновляется | Успешное усвоение программы школьного обучения | Классный руководитель, психолог |