Положение

о едином диагностическом инструментарии

для педагогов-психологов ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение 3

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области 

от  «____» апрель 2019 г.  № _________

Положение

о едином диагностическом инструментарии

для педагогов-психологов ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Общие положения
  1. Согласно постановления акимата Северо-Казахстанской области от 16 февраля 2015 года «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования» основной задачей работы службы является создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
    1. Одно из приоритетных направлений Психологической службы – обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности. Реализация данной задачи осуществляется с помощью психодиагностическогонаправления работы педагога-психолога, которое предполагает:

– изучение динамики возрастного психологического (познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного) развития детей во время обучения в школе (для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показатели его развития);

– выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта – нормы – в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

– психологическое обслуживание развивающих педагогических экспериментов, проводимых с детьми с целью определения успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;

– определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию, а также для проведения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы;

– получение разносторонней информации о психическом состоянии ребенка, полезной для учителей и родителей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребенка содержания и методов обучения и воспитания.

  1. Настоящее положение разработано творческой группой педагогов-психологов, созданной при КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» Управления образования СКО.
    1. Настоящее положение прошло экспертную оценку на кафедре «Психология» Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева и рекомендовано к утверждению.
  2. Права и обязанности педагога-психолога при организации психодиагностической работы

2.1. Психодиагностика различных сторон жизни и деятельности участников образовательного процесса производится с помощью научно проверенных методов исследования.

2.2. При отборе психодиагностических средств педагог-психолог должен ориентироваться на следующие принципы отбора инструментария и требования к методикам:

– Разнонаправленность методик. Психодиагностика должна охватывать все стороны психической жизни воспитанника: психические процессы, состояния, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

– Учет возрастных особенностей воспитанников. Комплекс используемых методик должен включать методики для разных возрастных групп:

– Дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации;

– Включающие комплекс различных показателей в их динамике;

– Дающие возможность регистрации актуальных состояний и построения прогноза, определения «зоны ближайшего развития».

–  Режим проведения. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.

– Оперативность получения данных. Необходимость наличия методик, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.

– Компьютерные диагностические методики. Применение компьютера позволяет значительно экономить время на подготовке тестового материала и процедуре обработки результатов. Следует предостеречь от чрезмерного использования компьютерной психодиагностики, так как непосредственное эмоциональное общение клиента с психологом дает дополнительный материал для исследования и позволяет наладить личностный контакт.

2.3. При проведении психодиагностики педагог-психолог должен придерживаться  требований морально-этического характера:

– результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях                     не должны использоваться во вред ребенку;

– психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только                              с согласия самих детей и их родителей;

– психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают;

– педагог-психолог имеет право применять только сертифицированные профессиональные методики;

– ответственность за качество применяемого метода и полученных                                      с его помощью результатов, несет педагог-психолог образовательного учреждения.

  • Требования к организации психодиагностической работы                               в учреждении образования

3.1. Для обеспечения педагогических и социально-психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться                                    в образовательной среде выделяются следующие блоки психодиагностической работы: 

3.1.1.  Готовность к обучению и общению у старших дошкольников.

Цели диагностики: понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости; распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме; отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.

3.1.2. Адаптация к обучению и воспитанию в новых условиях  (1, 5, 10 классы, вновь прибывшие учащиеся и вновь созданные классы).

Цель диагностики: изучение степени и особенностей приспособления школьников к новой социальной ситуации, новым социально-педагогическим условиям.

  • Психологическая подготовка к Внешней оценке учебных достижений (ВОУД), Единому национальному тестированию (ЕНТ) и государственным экзаменам

Цели диагностики: комплексная оценка индивидуальных особенностей личности, особенностей поведения и деятельности обучающихся; определение индивидуального стиля познавательной деятельности с целью оптимизации процесса подготовки к государственной аттестации.

3.1.4. Особенности интеллектуального развития воспитанников и обучающихся.

Цели диагностики: изучение особенности и степень сформированности мыслительных процессов; психолого-педагогическое обеспечение индивидуализированного подхода к учащимся и выявление эффективности учебного процесса; осуществление контроля за динамикой интеллектуального развития воспитанников и учащихся и своевременное исправление отклонений.

3.1.5. Мотивация и успешность обучения воспитанников и обучающихся.

Цели диагностики: определить уровень и характер учебной мотивации; выявить преобладающее отношение учащегося к школе.

3.1.6. Личностное и эмоциональное развитие воспитанников и обучающихся.

Цели диагностики: получить целостное представление о различных сторо­нах личности учащихся на определённом возрас­тном этапе развития; выявить доминирующее психическое состояние школьника при восприятии им различных учебных ситуаций; определить причины трудностей в обучении и общении.

3.1.7. Профессиональное самоопределение школьников.

Цели диагностики: определить особенности  предпрофильного и профильного самоопределения; формировать у подростков профессиональное самоопределение в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности

3.1.8. Межличностные взаимоотношения в образовательном учреждении.

Цель диагностики: определить положение школьника в системе межличностных отношений в классном коллективе;

3.1.9. Развитие творческих способностей школьников.    

Цели диагностики:  выявление творческого потенциала личности на различных этапах обучения и воспитания.

3.1.10. Взаимодействие семьи и школы

Цели диагностики: выявление особенностей социальной ситуации развития личности, основных направлений совместной деятельности участников образовательного процесса; изучение особенностей воспитания родителями, процессов взаимодействия родителей с детьми.

3.1.11. Психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.     

Цели диагностики:  оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения психологических факторов комфортности; оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе его аттестации; психологическая экспертиза деятельности педагога; психолого-педагогическое обеспечение обратной связи для более оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе.

  • В каждом блоке содержится комплект методик, рекомендованных к использованию в работе педагога-психолога образовательного учреждения (с учетом языка обучения – на русском и/или казахском языках).
    • Перечень данных методик составляет единый диагностический инструментарий для педагогов-психологов учреждений образования (согласно приложению 1).
    • Дополнительный выбор диагностических и методических средств может быть обусловлен спецификой образовательного учреждения, контингентом учащихся (воспитанников), профессионализмом психолога и другими факторами.
    • Результаты психодиагностики отражаются в «Карте психологического сопровождения учащегося», которая является единой для использования в работе педагогами-психологами учреждений образования области (согласно приложению 2).

4. Порядок ознакомления субъектов учебно-воспитательного процесса                        с результатами психодиагностики

4.1. При сообщении результатов диагностики педагог-психолог должен руководствоваться следующими принципами организации обратной связи                                  с пользователями психодиагностической информации:

– принцип не нанесения ущерба, предполагающий, что результаты психодиагностики ни в коем случае не могут быть использованы во вред ребенку. Если диагностика проводится в целях типизации или дифференциации (по уровню готовности к школе, отбору в гимназические классы и пр.), то данный принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, в том числе и по поводу того, кем и каким образом будут использоваться его диагностические данные;

– принцип эффективности и обоснованности сообщаемых результатов, предполагающий, что формулируемые рекомендации обязательно должны быть полезными для ребенка;

– принцип интеграции информации, предполагающий, что сообщение результатов должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в процесс сообщения информации и получения обратной связи;

– принцип доверительного сотрудничества, основанный на необходимости привлечения психологом к процессу интерпретации непосредственных пользователей диагностической информации, в том числе и в контексте возникающих у них конкретных вопросов;

– принцип персональной ответственности педагога-психолога за корректность данных, за точность и достоверность поставленного диагноза, за этический его аспект, а в случае передачи диагностической информации для педагогической практики – часто и за то, как этот диагноз будет учитываться и пользователем.

4.2. Итоговый результатпсихологической диагностики должен предоставляться на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана                                     в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

  • уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, городского управления образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
  • уровень  – информация для  родителей. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает родителям  об особенностях мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. их ребенка. Эти результаты служат основой для решения  индивидуальных проблем при взаимодействии с ребенком, учителем.

4.3. Систематическое отслеживание результатов психодиагностики позволяет:

– УЧЕНИКУ

При взаимодействии с учителями и родителямиПри взаимодействии с ученикамиСамому ученику
решать конструктивно  возникающие в УВП проблемы.– определить свое  место  в социальных  группах; – выработать стратегию  поведения в социуме; – владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: ставить общую цель и определять средства ее достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнеров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат.– построить индивидуальную программу самосовершенствования; – развивать коммуникативную и рефлексивную компетенцию; – помогает определить  профессиональную направленность; – определить свой социальный статус; – объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке.

ПЕДАГОГУ

 При работе с учащимися При взаимодействии с родителямиСамому  учителю
определить относительное место учащегося в классе и параллели; провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам; получить сравнительную оценку качества работы учителей;разработать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты, портфолиоразвивать  собственную коммуникативную компетентность;формировать  психолого-педагогическую компетентность  родителей;решать конструктивно  возникающие в УВП проблемы.определить  уровень профессиональной компетентности  и целенаправленно развивать его;развивать  рефлексивную культуру.выявлять  и  конструктивно решать психологические проблемы  учителя;развивать  навыки самоорганизации и самоменеджмента; создавать  портфолио учителя.

АДМИНИСТРАЦИИ

При взаимодействии с учителямиПри взаимодействии с ученикамиПри взаимодействии с родителями
получить сравнительную оценку качества работы учителей; разработать  индивидуальные программы профессионального и личностного роста;создать условия  для поддержания благоприятного психологического климата;оказать методическую помощь при организации УВП;развивать  психолого-педагогическую компетентность педагога.определить относительное место учащегося в классе и параллели;  выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.развивать психолого-педагогическую компетентность  родителей;  решать конструктивно  возникающие в УВП проблемы.

Приложение 1

Единый  диагностический инструментарий

для педагогов-психологов учреждений образования

Северо-Казахстанской области

(комплект методик, рекомендованных к использованию в работе педагога-психолога учреждения образования по выделенным блокам)

Блок 1. Готовность к обучению и общению у старших дошкольников

Дошкольные образовательные учреждения

  1. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. – Семаго Н., Семаго М. «Школьный психолог», №9, 2003.                                                                                                                                                                                                                             
  2. Изучение обучаемости ребенка, методика «Сапожки» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.  СПб.: Речь, 2003.
  3. Диагностика уровня притязаний, методика «Собери картинку» Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.  СПб.: Речь, 2003.
  4. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М 1995.
  5. Методика «Домик» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  6. Методика «Запомни фигуры» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Сост. Доценко Е.В. – Волгоград 2010.
  7. Методика «Серия сюжетных картинок, связанных единым смыслом»,  Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.
  8. Методика «Четвертый лишний» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  9. Методика «10 слов»  А.Р. Лурия –  Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – Серия «От детского сада к школе»
  10.  Методика «Запомни фигуры» – Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Сост. Доценко Е.В. – Волгоград 2010.
  11.  «Корректурная проба» – Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  12. Методика «Серия сюжетных картинок, связанных  единым смыслом», Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.

Средние образовательные учреждения

  1. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Семаго Н., Семаго М. «Школьный психолог», №9, 2003.
  2. Методика «Домик», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  3. Методика «Четвертый лишний», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  4. Методика «Оперативная память», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  5. Методика «Долговременная память», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  6. Методика «Запомни пару», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.
  7. «Корректурная проба», Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности  в обучении детей». М: «Ось-89», 2001.

Блок 2. Адаптация к обучению и воспитанию в новых условиях

Дошкольные образовательные учреждения

Для детей возраста 2-4 года

  1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ. Анкета для родителей. – Печора К.Л., Пантюхина Г.В.,  Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов. – М: Изд-во «Владос», 2002.
  2. Определение готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Анкета для родителей. – Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы / Под редакцией Е.А. Каралашвили – М:ТЦ «Сфера», 2006. – Приложение к журналу «Управление дошкольными образовательными учреждениями».
  3. Методика «Лист адаптации» – Ватутина Н.Д Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детских садов/ Под редакцией Л.И. Каплан. – М: Просвещение, 1983.
  4. Тест для родителей «Я и мой ребенок» – Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Для учащихся 1 классов

  1. Проективные методики: 

– Диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан – Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.

– «Несуществующее животное» – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

– «Кинетический рисунок семьи» – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

         – Пиктографический тест «Школа» (Баркан А.И., Полуянов Ю.А.) – А. Баркан О чем говорит детский рисунок. – М.: АСТ, 2010.

2. Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) – Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов./ под редакцией С. А. Беличевой. – М., 1993.

Для учащихся 5 классов

1. Тест школьной тревожности Филлипс – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

2. Различные варианты методики «Незаконченные предложения» – Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.

3. Методика «Градусник» – Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и др. – М.: Просвещение, 1984.

4. Адаптационная методика «Дерево» – Пономаренко Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. –  Одесса «Астра-Принт», 1999.

5. Социометрия (Дж. Морено) – Практическая психология в тестах, или Как научится понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский – М.: АСТ-Пресс, 1997.

Для учащихся 10 классов

1. Тест-опросник значения учебных предметов для развития личности – Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2004. № 2.

2.  Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д. Спилберг, модификация А.Д. Андреева) – Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика НПО «ОДЭК», 2000.

3. Шкала тревожности Кондаш. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

4. Социометрия (Дж. Морено) – (компьютерный вариант)

Для вновь прибывших учащихся и вновь созданных классов

  1. Социометрия (Дж. Морено) – см. выше.

Блок 3. Психологическая подготовка к Внешней оценке достижений, Единому национальному тестированию и государственным экзаменам

         Примечание:

  1. В зависимости от цели работы педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.
  2. Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
  1. Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
  2. Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
  3. Тест Айзенка IQ – А. Ханс, Э. Даррин Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.И. Кравцова. – М.: ООО «АСТ», 1997.
  4. Интеллектуальная лабильность или умение переключаться. – Практическая психология в тестах, или Как научится понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский – М.: АСТ-Пресс, 1997.
  5. Тип мышления – Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
  6. КОТ (уровень умственных способностей) – Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Сост. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. – Учеб. пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
  7. Анкета «Изучение познавательных затруднений» – Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – Издательство Института психотерапии, 2005.
  8. Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
  9. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина (реактивная и личностная тревожность) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.П. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
  10. Шкала тревожности Кондаш – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  11. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) – Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.АП. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. – 2008.
  12. Методика диагностики эмоциональности – Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Феникс. 2008.
  13.   Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  14. Мотивация успеха и боязнь неудач (опросник Реана) – Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Блок 4. Особенности интеллектуального развития воспитанников и обучающихся

Дошкольные образовательные учреждения

Для детей возраста 3-4 года

  1. Методика «Коробка форм» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Методика «Пирамидка» и «Мисочки» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  3. Методика «Разрезные картинки» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  4. Методика «Конструирование по образцу» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  5. Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  6. Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

Для детей возраста 4-5 лет

  1. Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Методика «Дорисовывание фигур» Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – Серия «От детского сада к школе»
  3.  Методика «Мисочки» (включение в ряд) – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  4. Методика «Рыбка» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

Для детей возраста 5-6 лет

  1. Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов  н/Дону: Феникс, 2005.
  3. Методика «Рыбка» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  4. Методика «Два дома» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  5. Методика «Свободная классификация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  6. Методика «Самое непохожее» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  7. Методика «Классификация по заданному принципу» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  8. Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  9. Методика «Игровая комната» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  10.  Методика «Лестница» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  11.  Методика  «Эталоны» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  12.  Методика «Перцептивное моделирование» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  13.  Методика «Схематизация»  – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  14. Методика «Учебная деятельность» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Для детей возраста 6-7 лет

  1. Методика «Рисунок человека» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  2. Методика «Дорисовывание фигур» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов  н/Дону: Феникс, 2005.
  3. Методика «Два дома» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  4. Методика «Свободная классификация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  5. Методика «Самое непохожее» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  6. Методика «Классификация по заданному принципу» –  Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  7. Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  8. Методика «Игровая комната» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  9.  Методика «Лестница» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  10.  Методика  «Эталоны» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  11.  Методика «Перцептивное моделирование» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  12.  Методика «Схематизация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  13.  Методика «Систематизация» – Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  14. Методика «Учебная деятельность»  Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Дополнительно к возрасту от 5-7 лет

  1. Методика «Запомни картинки» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  2. Методика «Назови одним словом» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  3. Методика «Какие предметы спрятались в рисунке» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  4. Методика «Четвертый лишний» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  5. Методика «10 слов» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  6. Методика «Корректурная проба» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  7. Методика «Найди отличия» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  8.  Методика «Проставь значки» – Психодиагностика детей в дошкольных  учреждениях / Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2010.
  9.  Методика «Серия сюжетных картинок, связанных  единым смыслом» Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – М., 2005.
  10. Методика «Домик» – Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. –       СПб., 2004.

Средние образовательные учреждения

Для учащихся 2-4 классов

  1. Методика определения умственного развития нормальных детей Э.Ф. Замбацявичене – Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики  для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра) – Дефектология.
  2. Методики диагностики степени сформированности мыслительных процессов (Л.Ф. Тихомирова) – «Школьный психолог», №36, 2003.
  3. Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная)  – см. Блок 3
  4. Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – см. Блок 3
  5. Тест Айзенка IQ – см. Блок 3

         Для учащихся 9-11 классов

  1. Интеллектуальная лабильность или умение переключаться – см. Блок 3
  2. Тип мышления – см. Блок 3
  3. КОТ (уровень умственных способностей) – см. Блок 3
  4. Анкета «Изучение познавательных затруднений» – см. Блок 3
  5. Память (зрительная, слуховая, смысловая, оперативная) – см. Блок 3
  6. Внимание (точность, объем, переключение, устойчивость) – см. Блок 3
  7. Тест Айзенка IQ – см. Блок 3

Блок 5. Мотивация и успешность обучения воспитанников и обучающихся

Дошкольные образовательные учреждения

Для детей возраста 5-6 лет

  1. Опросник «Отношение ребенка к школе» – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка / Под ред.Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  2. Экспериментальная методика «Рассказы о школе» (М.Р. Гинзбург) – Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка – Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

3. Методика «Беседа о школе» – Т.А. Нежнова. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе – М. ТЦ «Сфера»,2006.

4. Диагностика уровня притязаний методика «Собери картинку» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.

Средние образовательные учреждения

Для учащихся 1-4 классов

1.Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) – см. Блок 2

2. Пиктографический тест «Школа» – см. Блок 2

3. Диагностическая методика «Настроение» – Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.

4. Изучение направленности на: приобретение знаний / отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) – Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.

5. «Лесенка уроков» (интерес к школьным предметам) – Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.

6.  Анкета «Мое отношение к учению» – Журнал «Школьный психолог», №36, 2003.

7. «Лесенка побуждений» (соотношение мотивов учения) – Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.

Для учащихся 5-11 классов

1. Методика «Составь расписание» (профессор Л.В. Байбородова). – Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э.

2 Тест-опросник значения учебных предметов для развития личности – см. Блок 2

3. Опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» – см. Блок 3

4. Метод экспертной оценки уровня успешности обучения школьников.

Блок 6. Личностное и эмоциональное развитие воспитанников и обучающихся

Примечание:

  1. В зависимости от цели работы по профориентации и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.
  2. Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.

Дошкольные образовательные учреждения

Для детей возраста 5-6 лет

  1. Тест тревожности Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки – Методы психологической  диагностики: альманах // Выпуск № 9 – Минск, 1989.
  2. Методика «Самооценка» – Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.. 1998.
  3. Методика «Страхи» – А. И. Захаров Неврозы в детском возрасте. – СПб., 1996.
  4. Метод А.И.Захарова в соединении с тестом «Красный дом-черный дом» в   модификации М.А. Панфиловой – Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  5. Методика «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» А. Кучерова – Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
  6. Методика «Цветовой тест эмоционального благополучия ребёнка в детском саду» (Люшер) Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002.
  7. Социометрия – Диагностико-коррекционная работа с детьми / Сост. О.М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001.
  8. Методика «Кактус» – Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Сост. С.В. Велиева. – Спб.: Речь, 2007.
  9. Проективная методика «Несуществующее животное» – Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. /Сост. С.В. Велиева. Спб. Речь, 2007.
  10.  Методика Хухлаевой Л. «Лесенка» – Учим детей общению. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В – Ярославль, 1997.
  11.  Диагностика уровня притязаний методика «Собери картинку» – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
  12. Диагностика уровня сформированности игровых навыков – Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.
  13. Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре – Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Средние образовательные учреждения

Для учащихся 1-4 классов

  1. Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. – Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога:  Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна. – Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1 – 4 кл. – М.: Эксмо, 2008.
  3.  Психогеометрический тест. – Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога:  Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми.
  4. Исследование уровня притязаний. Тест Шварцландера. – «Школьный психолог», 2007. – № 2,
  5. Проективная методика «Дерево» Л.П. Понаморенко – «Школьный психолог», 2009. – № 23
  6. Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреева) – см. Блок 2

            Дополнительно

– Методика определения эмоционального уровня самооценки А.В.Захаровой – Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

– Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) – Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Для учащихся 5-9 классов

  1. Психогеометрический тест. М. – см. выше
  2. Исследование уровня притязаний – см. выше
  3. Проективная методика «Дерево» –  см. Блок 2
  4. Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреева) – см. Блок 2
  5. Диагностика состояния агрессии у подростков (тест Баса-Дарки) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. –   М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  6. Выявление акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. –   М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  7. Уровень самооценки. – Самопознание. Тетрадь ученика для 7 класса общеобразовательных школ. Е.М. Лосева, И.В. Калачаева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова. – Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.
  8. Тест «Какой я в общении?» – Самопознание. Тетрадь ученика для 7 класса общеобразовательных школ. Е.М. Лосева, И.В. Калачаева, М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова. – Алматы. ННПООЦ «Бобек», 2010.
  9. Стили поведения в конфликте. Тест Томаса. – Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.
  10. Шкала тревожности Кондаш. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

Дополнительно

– Исследование личности с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) ) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

Для учащихся 10-11 классов

  1. Психогеометрический тест – см. выше
  2. Исследование уровня притязаний. Тест Шварцландера – см. выше
  3. Методика экспесс-диагностики характерологических особенностей личности (Опросник Айзенка) – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  4. Шкала самооценки Спилберга–Ханина (реактивная и личностная тревожность) –  см. Блок 3
  5. Методика самооценки психических состояний по Г.Айзенку. – см. Блок 3

Дополнительно

– Методика диагностики коммуникативно-социальной компетентности (КСК) –Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

Блок 7. Профессиональное самоопределение школьников

Примечание:

  1. В зависимости от цели работы по профориентации и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.
  2. Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.
  1. Методика «Эрудит»
  2. Тип мышления.
  3. Тип общения.
  4. Тепинг-тест.
  5. Анкета «Ориентация».
  6. Г.Айзенк – особенности личности
  7. ДДО « Я предпочту»
  8. Методика «Экспресс-анализ».
  9. Методика  «Художник или мыслитель»
  10. Анкета «Твои профессиональные намерения»
  11. Анкета  «Осведомленность о профессиях»
  12. Анкета  «Изучение настойчивости»
  13. Тест Д. Голланда по определению типа личности
  14. Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)
  15.  Методика «Профессиональная мотивация»
  16. Методика «КОС»
  17. Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжникова)

Источники

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
    1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.М.,2005.
    1. Справочник психолога средней школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Феникс. 2008.

Блок 8. Межличностные взаимоотношения в образовательном учреждении

Дошкольные образовательные учреждения

  1. Характер отношения дошкольника к воспитателю. Рисунок воспитателя. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.(с 4 лет)
  2. Изучение психологического климата в группе. Рисунок «Моя группа»

Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь, 2003.(с 5 лет)

  • Социометрическая игра «Секрет» Репина Т.А. – Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.

Средние образовательные учреждения

1. Изучение взаимоотношений с педагогом и сверстниками «Сказка» (метод обратной связи) – М. Битянова Получение обратной связи // Школьный психолог, 2002. – №15.

2. Социометрия – см. Блок 2

3. СПСК (социально-психологичская самоаттестация группы как коллектива) – Немов. Учебник для студ.высш.пед.заведения. Кн.3: Психодиагностика.,  М: «Владос», 1997.

4. «Оценка отношений подростка с клас­сом» – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

Блок 9. Развитие творческих способностей  школьников

Примечание:

  1. В зависимости от цели работы и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.
  2. Результаты диагностики по данному блоку оформляются на отдельном бланке и прикрепляются к карте сопровождения.

Дошкольные образовательные учреждения

1. Методика определения некоторых творческих способностей ребенка Л.И. Миллер «Способность и одаренность» Усть-Каменогорск, 2002. (с 5-6 лет)

2. Тест креативности Торранса  – Л.И. Миллер Способность и одаренность. – Усть-Каменогорск, 2002.(с 5-6 лет)

3. Методика «Карта одаренности» – Л.И. Миллер Способность и одаренность. – Усть-Каменогорск, 2002. (с 5 лет)

Средние образовательные учреждения

1. Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным) – Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / Авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. – Гродно: ГрГУ, 2007.

2. Методика Е. Туник – Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / Авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. – Гродно: ГрГУ, 2007.

3. Набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник – Пашнев Б.К. Система поиска одаренных учащихся современными психодиагностическими методами // Психолог. Журнал. – М., 2004.

4. Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову) – Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.

5. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма (Торренс Е.) – Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.

6. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» – Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.

7. Методика изучения детской креативности как черты личности ребёнка (Овчарова Р.В.) – Психологическая диагностика одарённости. РНПЦ «Дарын», Астана, 2006.

 Блок 10. Взаимодействие семьи и школы

Примечание: в зависимости от цели работы и возраста учащихся педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.

Дошкольные образовательные учреждения

1. Родительское сочинение (В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой) –         Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

2. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

3. Методика «День рождения» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

4. Методика «Интервью с ребенком». – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

5. Шкала степени отверженности ребенка в семье – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

6. Методика «Лесенка» – Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2005.

7. Методика «Рисунок семьи» и ее модификации. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Средние образовательные учреждения

– Предлагаемые ребенку:

  1. Методика «Рисунок семьи» и ее модификации – Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л.Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004г., с. 160; Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
  2. Адаптированный вариант методики Рене Жиля – Малкина-Пых И.Г.Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008.
  3. Различные варианты методики «Незаконченные предложения» – Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Опросник «Анализ семейной тревоги» –  Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.  

– Предлагаемые родителям:

1. Методика АСВ – Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008 г., с. 992, ил.

2. Методика PARI – Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.:ЭКСМО, 2008 г., с. 992, ил.

3. Тест опросник родительского отношения (ОРО) – Немов. Учебник для студ.высш.пед.заведения. Кн.3: Психодиагностика.,  М: «Владос», 1997 г.,с.503

4. Стиль взаимодействия с ребенком (экспресс-диагностика) – Степанов С. Опросник «Стили взаимодействия с ребенком» – ж. «Школьный психолог», 2000. – №5.

– Предлагаемые поочередно детям и родителям:

А) Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской – Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.:Речь, 2005.—150с ,илл.

Б) Семейная социограмма – Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.:Речь, 2003г., с. 336

– Анкеты по особенностям организации обучения и воспитания учащихся (составляются службой).     

 Блок 11. Психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

Примечание: в зависимости от цели работы педагог-психолог может из данного комплекта методик составлять свою программу  диагностики.

  1. Программа мониторинга «Объект: педагог»

1.Анкета «Учитель-ученик» – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

2. Оцените свой творческий потенциал – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

3. Тест В.А. Сонина  «Кто я есть в этом мире?»  – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.

4. Оценка профессиональной направленности личности учителя – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.:Просвещение, 1993.

5. Барьеры педагогической деятельности. Анкета «Способность учителя к саморазвитию» –  Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Просвещение, 1993.

6. Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя –  Диагностика успешности учителя: // Сб. метод мат. для руководителей шк/ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

7. Самоконтроль и самоанализ педагогической деятельности – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

8. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

9. Методика оценки работы учителя (МОРУ)– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

10. Тест «Определите, на каком уровне вы находитесь как учитель». – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

11. Экспертная оценка и самооценка педагогических умений учителя– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

12. Анкета для учителей на выявление резервных возможностей и качества обучения– Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

13. Анкета-определитель профиля МДС. (Мудрость. Доброжелательность. Смелость.) – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

14. Выявление тенденции к стилям педагогического общения – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

15. Моя информационная культура – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

16. Оценка уровня творческого потенциала личности – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

17. Готовность к педагогическому творчеству – Диагностика успешности учителя: Сб. метод мат. для руководителей шк./ Сост. Т.В.Морозова – М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

  • Выявление индивидуально-типологических особенностей личности учителя

1. Оценка агрессивности педагога. Тест А.Ассингера – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

2. Способность педагога к эмпатии. Методика И.М.Юсупова – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

3. Оценка общительности учителя. Методика  В.Ф.Ряховского.– Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

4. Самоконтроль в общении. Тест М. Снайдера. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

5.Тест «Умеете ли вы слушать?». Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования» М: Просвещение, 1993.

6. Оценка способов реагирования в конфликте. Тест «Конфликтная ли вы личность». – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.

7. Стиль конфликтного поведения К.Н. Томаса. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

8. Шкала самооценки мотивации одобрения Д.Марлоу и Д. Крауна. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» – А.А. Алексеева, Л.А. Громова. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание. 1992.

10. Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) педагога  (Анкета НПУ: «Прогноз») – Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М. :Просвещение, 1993.

11. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе по полярным профилям. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

12. Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. Книга 2. – М: ВЛАДОС, 1999.

  • Оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе аттестации
  • Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Ч.Д. Спилберг, модификация А.Д. Андреева) – Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика НПО «ОДЭК», 2000г. – 304 с.
  • Методика «Составь расписание» (профессор Л. В. Байбородова). – Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э. – 39 с.
  • Методика «Поставь оценку предмету» (Методика «Рейтинг предмета и учителя»)
  • Методика «Учебная мотивация изучения конкретного предмета» – Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.
  • Психодиагностика в работе классного руководителя
  1. Диагностическая карта класса:
    1.  ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними;
    1. возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.;
    1. возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми;
    1. тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) – получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми;
    1. состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз и т.п.. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.
    1. успеваемость – можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи;
    1. черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки;
    1. информация об увлечениях, интересах, специальных умениях – дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
    1. одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей;
    1. отношение к учению, мотивы учения – выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: познавательная активность, интерес,  чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей;
    1. общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записывается так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры;
    1. положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения;
    1. постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников;
    1. профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы;
    1. сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников – учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
  2. Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»
  3. Анкета «Школьные годы родителей»
  4. Анкета «Близкие ребенку люди»
  5. Анкета «Мой ребенок: какой он?»
  6. Анкета «Ребенок: способный или одаренный?»
  7. Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
  8. Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
  9. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Источник: Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. По материалам кандидата педагогических наук, доцента Нечаева М.П. и кандидата педагогических наук, доцента Смирновой Е.Э. – 39 с.

  • Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

– Анкета для учащихся

– Анкета для учителей

– Анкета для родителей

Источник: Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды / Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко. – Курган, 2004.

Қосымша ақпарат көздері