Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования

                                      Утверждены постановлением акимата                                                           Северо-Казахстанской области от 16 февраля 2015 года № 59

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила регулируют деятельность психологической службы в организациях среднего образования (далее — Психологическая служба).
      2. Деятельность Психологической службы осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании«, постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года «О ратификации Конвенции о правах ребенка», а также настоящих Правил.
      3. Психологическая служба является структурным подразделением организации среднего образования.
      4. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, и количеством штатных единиц педагогов-психологов.
      5. Документация Психологической службы включает:
      1) правила организации деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
      2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;
      3) программы психологической диагностики (далее — психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем данной организации образования;
      4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы, утверждаемые уполномоченным органом в области образования;
      5) перечень и банк данных психодиагностических методик;
      6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся;
      7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
      8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации образования;
      9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (квартал, полугодие, год).
      6. Итог работы Психологической службы за год включается в отчетную документацию организации образования, утверждаемый органами образования на местах.
 

2. Цели и задачи Психологической службы в организациях среднего образования

      7. Цель Психологической службы — сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
      8. Задачи Психологической службы:
      1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
      2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
      3) способствовать индивидуализации подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
      4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
      5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
      6) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
      7) повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
      9. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностическом, консультативном, просветительско-профилактическом, коррекционно-развивающем и социально-диспетчерском направлениях.
      10. Психодиагностическое направление включает:
      1) психологическую диагностику обучающихся;
      2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
      3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
      4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
      11. Консультативное направление включает:
      1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
      2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
      3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
      4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
      12. Просветительско-профилактическое направление включает:
      1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
      2) психологическую профилактику асоциального поведения обучающихся;
      3) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
      4) содействие работе методических объединений, педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
      13. Коррекционно-развивающее направление включает:
      1) проведение тренингов личностного роста;
      2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
      3) коррекцию конфликтных межличностных отношений.
      14. Социально-диспетчерское направление включает:
      1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
      2) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.
      15. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.
      16. Деятельность Психологической службы организуется руководителем организации образования, координируется районными (города Петропавловска) отделами и областным управлением образования.
      17. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
      18. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
      19. В своей деятельности педагог-психолог:
      1) руководствуется настоящими Правилами;
      2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;
      3) должен знать общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, психодиагностику, психологическое консультирование и новейшие достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;
      4) применяет научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;
      5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;
      6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;
      7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;
      8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
      9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
      10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;
      11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;
      12) препятствует проведению в организации образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
      13) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
      14) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;
      15) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;
      16) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих);
      17) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с детьми, учащимися, родителями и педагогами;
      18) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;
      19) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ, новых методик психологической работы;
      20) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;
      21) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;
      22) принимает участие в работе педагогического и методического Совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.
      20. Педагог-психолог организации образования должен иметь высшее образование по соответствующей специальности.
      21. Должностной оклад, продолжительность трудового отпуска, объем тарифицируемой педагогической нагрузки устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
      22. Педагог-психолог обеспечивает:
      1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;
      2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;
      3) соблюдение профессиональной психологической этики;
      4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.
      23. Педагог-психолог по административной линии подчиняется руководителю организации образования, по профессиональной линии — специалистам, курирующим деятельность Психологической службы в районных (города Петропавловска) отделах и областном управлении образования.
 3. Заключительное положение

      24. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации образования.

Источник дополнительной информации