Памятка

для «ВАХТЕРОВ — СУИЦИДА»

Особенно пристальное внимание уделять следующим моментам                        в поведении учащихся:

Приложение 5

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области

от  «______» апрель 2019 г. № ____

Памятка

для «ВАХТЕРОВ — СУИЦИДА»

Особенно пристальное внимание уделять следующим моментам                        в поведении учащихся:

– жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);

– жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);

— жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность                     в семье или в среде сверстников;

– повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;

– словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!);

–приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;

– внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;

–тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;

–длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше                        не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться                     с кем-либо;

-проведение длительного времени за компьютером, отгороженность                 от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного поведения);

-смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;

-изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость);

— нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна);

— конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками                               и взрослыми.

Основные признаки депрессивного состояния

– резкие и немотивированные перепады настроения;

–частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;

– стремление к длительному уединению;

– болезненная реакция на ту или иную тему разговора;

– жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);

– изменение пищевых привычек;

– часто повторяющиеся попытки убежать из дома;

–потеря интереса к той деятельности, которой ребенок                                         до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);

– пессимистические рассуждения о будущем;

-отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность);

-неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их четкому вербальному выражению.

Приложение 6

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области

от  «______» апрель 2019 г. № ____

Памятка

для администрации школы, классного руководителя, психолога, социального педагога, учителей предметников

Состояния у детей и подростков требующих настороженности                           и активных действий:

— смерть одного из родителей, близкого родственника, друга/подруги;

— смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;

— напряженная или конфликтная ситуация в семье/ школе;

— изменение аппетита (избирательность, отказ о еды/прожорливость…);

—нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);

—повышенная тревожность, боязливость, страхи, защитные навязчивые действия и ритуалы;

— школьная или социальная дезадаптация;

— снижение успеваемости/ появление трудностей в усвоении школьного материала;

— конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками                                  и взрослыми (школа, семья);

— неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье        или в среде сверстников;

— высказывания суицидального характера;

— проведение длительного времени в сети Интернет (за компьютером, телефоном, др. гаджетами), отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного…).

Приложение 7

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области

от  «______» апрель 2019 г. № ____

Памятка

для родителей и законных представителей несовершеннолетних

1. Наблюдать за состоянием у детей и подростков, требующим  настороженности и активных действий.

2. Отслеживать время проведения детьми длительного времени в сети Интернет.

3. Использовать возможности блокировки страниц нежелательного контента и функциями «родительский контроль».

4. Необходимо побеседовать с ребенком, попытаться спокойно выяснить сложившуюся ситуацию.

В случаях вызывающих беспокойство и тревогу:

  1. Необходима консультация психолога (школьный, медицинский –                            в детской поликлинике, в частном медицинском или Центре психологического здоровья).
  • При отсутствии эффекта от психологической консультации                              и коррекции – консультация у врача – психотерапевта, ВОП – в детской поликлинике по месту жительства.
  • При отсутствии эффекта психотерапевтической работы                                            с ребенком/подростком или при нарастании/усложнении симптоматики:

консультация врача общей практики, психиатр детского/подросткового                        по месту жительства.

  • Убедить ребенка позвонить по телефону психологической помощи.

Приложение 8

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области

от  «______» апрель 2019 г. № ____

Алгоритм действий

в ситуации выявления детей суицидентов или находящихся                           в сложной жизненной ситуации, вовлеченных в деструктивные группировки, деструктивных интернет – сообществах.

(мобильные группы)

I. Организационная работа.

1. Педагог, выявивший ситуацию, в тот же день сообщает директору школы.

2. Директор школы ставит в известность отдел образования.

3. Отдел образования готовит выезд мобильной группы в школу.

4. Выезд группы, для работы в школу, где учатся выявленные дети.

5. В течение суток группа максимально проясняет ситуацию.

а) проясняют, сколько детей из школы вовлечено в ситуацию.                              Как называется интернет-группа, в которой они состоят, что делают её участники, на какой стадии вовлечения находятся выявленные дети (только что вступили в группу или уже давно выполняют задания, есть ли счётчик и какой срок на нем). В случае самоповреждений, выясняют их характер, способ нанесения.

б) анализируют имеющиеся данные диагностического обследования суицидального риска и результаты пед. наблюдения выявленных детей.

в) проводят оценку риска выявленных учащихся на основании полученной информации.

6. На совещании при директоре группа представляет результаты анализа.

7. На основании анализа группа на совещании разрабатывает экстренный план реагирования с указанием ответственных и критериев эффективности.

Директор издает приказ об экстренных мерах по профилактике суицидального поведения учащихся.

8. План должен включать системные мероприятия с учащимися, родителями, педагогами.

Для учащихся: выявление «группы риска» и оказание индивидуальной психологической помощи для детей из этой группы.

Для остальных – определены мероприятия профилактического характера – например, уроки интернет-безопасности, программы по формированию навыков стрессоустойчивости, эффективного взаимодействия и реагирования в сложных жизненных ситуация и т.д..

Для педагогов: информационное совещание, обучение алгоритму беседы с ребенком; определение психоэмоцилонального состояния детей; выявление «группы» риска.

II. Работа с выявленными детьми и их родителями.

Не позднее вторых суток с момента выявления проводится индивидуальная беседа с выявленными детьми и их родителями. Для этого:

1. Прояснить, присутствует ли выявленный учащийся в школе. Определить, кто будет проводить беседу с подростком по прояснению ситуации и предложению помощи. Рекомендуется, чтобы беседовал педагог, с которым у детей есть доверительный контакт.

2. Поставить в известность родителей ребенка. Сообщить имеющиеся сведения, пригласить для беседы по прояснению ситуации и планирования дальнейших действий.

В случае, если выявленного ребенка нет в школе, при телефонной беседе с родителем уточнить местонахождение ребенка. Если родитель не знает точно, попросить его прояснить и быть с ребенком в контакте. Пригласить для очной беседы родителя ребенка, разговаривать отдельно.

С последующим объяснением необходимости обращения ребенка                                      к специалистами здравоохранения (контроль).

III. Профилактическая работа.

1. После окончания анализа ситуации антикризисной группой, не позднее вторых суток после выявления ситуации, проводится информационное совещание педагогов, на котором определяется общая стратегия действий по профилактике суицидального поведения учащихся. Педагогам сообщают о фактах: выявлена группа учащихся с риском суицидального поведения. Предупреждают о необходимости соблюдения правил конфиденциальности и важности пресечения распространения слухов и домыслов. Рассказывают об алгоритме действий в случае выявления учащихся с риском суицидального поведения.

2.Школьным психологом проводится обучение классных руководителей алгоритму разговора с ребенком с риском суицидального поведения.

3. Родительское собрание по профилактике суицидального поведения.                            На собрании сообщается о факторах риска суицидального поведения. Необходимо подчеркнуть значимость внутрисемейных взаимоотношений.                      О влиянии соц. сетей: первично состояние ребенка, а не воздействие сети.                     Под влияние деструктивных интернет-групп попадают подростки, имеющие факторы суицидального риска в реальной жизни: семейные, личностные, биологические. Дать практические рекомендации по выстраиванию общения                  с подростками.

4. Работа с учащимися, находящимися вне зоны актуального риска Проведение уроков интернет-безопасности, программ по формированию навыков стрессоустойчивости, проведение иных мероприятий плана реагирования.

Важно

1. При обнаружении учащихся с суицидальным риском важно сочетание оперативности действий и их согласованности и запланированности.                              Не допускать спонтанных действий и распространения слухов и домыслов.

2. Работа с суицидентом должна носить доверительный характер.

Приложение 9

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области

от  «______» апрель 2019 г. № ____

Направления работы мобильной группы

  1. Организация и проведение учебно-методической помощи специалистам образовательных учреждений (по районам).
  2. Оказание помощи в разработке системы психопрофилактических, психокоррекционных мероприятий, занятий с учащимися «группы риска».
  3. Психологическом просвещение педагогов, родителей                                   и общественности, учащихся по вопросам профилактики и предупреждения суицидального поведения.
  4. Оказание помощи в составлении и проведении превентивных мероприятий в учебных заведениях;
  5. Оказание методической помощи специалистам в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
  6. Оказание методической и практической помощи специалистам                  в изучении особенностей психолого-педагогического статуса учащихся,                 с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
  7. Обеспечение безопасности детей, снятие суицидального риска;
  8. Сопровождающая деятельность детей «группы риска» и их семей;
  9.  Оказание и методической и практической помощи в работе                            с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации,                               но имеющими ближайшие перспективы её преодоления;

10. Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

 11. Работа с неблагополучными семьями.

12.  Работа с педагогическим составом.

13   Работа с родителями.

14. Своевременное реагирование на сообщение о наличии различного рода проблем у учащихся образовательных учреждений;

15. Выезд в учебное заведение, в котором выявили детей суицидентов или находящихся в сложной жизненной ситуации, вовлеченных в деструктивные группировки, деструктивных интернет – сообществах.

Источник дополнительной информации