ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

Приложение 1

к приказу управления образования

Северо-Казахстанской области 

от  «____» апреля 2019 г.  №______

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

  1. Общие положения

1.1. Социально-психологическая служба (далее по тексту Служба) является структурным подразделением образовательного учреждения и предназначена для оказания помощи учащимся, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребенка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.

1.2. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «Об образовании», постановлением Верховного Совета Республики Казахстан                   от 8 июня 1994 года «О ратификации Конвенции о правах ребенка», Правилами деятельности психологической службы в организациях среднего образования, утвержденных постановлением акимата Северо-Казахстанской области                           №59 от 16 февраля 2015 года, уставом школы, настоящим положением. Данные нормативно-правовых актов определяют организационно-методическую основу деятельности Службы.

1.3. Деятельность Службы образовательного учреждения базируется                                   на общечеловеческ их этических нормах, принципах гуманизации                                              и дифференциации образовательного процесса. Концептуальной основой деятельности Службы является Педагогика Успеха.

1.4. Настоящее положение разработано областной творческой группой социально-психологической службы СКО, созданной при КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» акимата  СКО.

  • Цели и задачи социально-психологической службы

2.1. Целями Службы образовательного учреждения являются:                                                          

  • содействие администрации и педагогическому коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического,                             и социального здоровья учащихся, родителей, педагогических работников                       и других участников образовательного процесса;
  • создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка;
  • оказание помощи учащимся в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
  • оказание помощи учащимся в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
  • содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни.

2.2. Задачи Социально-психологической службы:

  • социально-психологический анализ социальной ситуации развития                           в образовательном учреждении, выявление проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных                           и психофизиологических особенностях, резервных возможностях организма учащихся;
  • формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса службы.
  • раннее выявление учащихся с проблемами в обучении и личностном развитии;
  • проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся;
  • организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности службы;
  • разработка и реализация индивидуально и системно-ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;
  • сопровождение учащихся состоящих на внешнем учете.
  •  
  • Основные направления деятельности Социально-психологической службы

3.1. Работа Службы осуществляется по следующим направлениям: комплексная диагностика; социально-психологическая профилактика; развивающая и коррекционная работа; социально-психологическое просвещение и консультативная работа.

3.2.   Комплексная диагностика, обеспечивает:

  • исследование состояния психического и соматического здоровья, эмоционального благополучия учащихся, изучение индивидуальных особенностей                          и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
  • выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • выявление учащихся для постановки на  учет (согласно Положения о постановке учащихся на  учет в организациях образования);
  • мониторинг состояния здоровья, успешности обучения и воспитания учащихся с целью динамического наблюдения за их развитием;
  • определение соответствия образовательной среды, социума возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся, состоянию их здоровья, и развития.

3.3. Социально-психологическая профилактика, развивающая и коррекционная работа направлены на предупреждение и преодоление следующих проблем:

  • трудностей в обучении;
  • проблем в эмоционально-волевой сфере;
  • проблем выбора образовательного маршрута, профессионального                                 и досугового самоопределения;
  •  формирования здорового образа жизни.

Коррекционная и профилактическая работа, социально-психологическое просвещение обеспечивает:

  • формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье,  здоровый образ жизни и самореализацию личности;
    • содействие процессу развития личности учащегося, сохранению его индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социального и коррекционного педагогов;
    • психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (ППМС-сопровождение) детей состоящих на учете в учреждении образования;

3.4. Консультативная деятельностьпредполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.

3.5. Основные направления деятельности Службы реализуются:

  • через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • через индивидуальное консультирование;
  • через участие в работе семинаров, научно-практических конференций, психолого-педагогических консилиумов;
  • через консультативное сопровождение;
  • посредством ведения аналитической и прогностической деятельности.
  • Организация деятельности Социально-психологической службы

4.1. Служба оказывает помощь учащимся:

  • самостоятельно обратившимся за помощью;
  • учащимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленными специалистами Службы в результате массовой диагностики;
  • в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.

4.2. В состав Службы включаются следующие специалисты:

– заместитель директора по воспитательной работе (курирует работу службы);

– педагог-психолог;

– социальный педагог;

– логопед;

– классный руководитель;

          – медицинский работник;

– инспектор ОЮП;

– председатель родительского комитета школы (по необходимости);

4.3. Специалисты Службы осуществляют комплексное и непрерывное ППМС-сопровождение учащихся в соответствии с функционалом (Приложение).

4.4. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.

5. Управление, обеспечение деятельности и финансирование Социально-психологической службы.

5.1. Состав Службы, ее руководитель и разграничение полномочий утверждается приказом директора образовательного учреждения на начало нового учебного года.

5.2. Непосредственное руководство деятельностью Службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

5.3. Контроль за деятельностью Службы осуществляется директором, Советом школы или Педагогическим советом школы в соответствии с разграничением полномочий, регламентированным Уставом школы и настоящим Положением.

5.4. Обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития и социальной защиты, представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляет директор.

5.5. Администрация образовательного учреждения в порядке, установленном Уставом школы и настоящим Положением, содействует Службе в осуществлении ее деятельности.

Приложение

Функционал специалистов Социально-психологической службы

  1. Руководитель Службы (заместитель директора по воспитательной работе)
  2. Обеспечивает эффективную работу всех специалистов Службы (распределение функциональных обязанностей, планирование работы).
  3. Организует взаимодействие специалистов Службы с учителями и классными руководителями, воспитательной службой, педагогами центра дополнительного образования, заместителями директора и другими представителями администрации.
  4. Организует работу по пополнению информационно-методического и диагностического комплекса Службы.
  5. Осуществляет консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по проблемам учащихся.
  6. Проводит психолого-педагогические консилиумы.
  7. Участвует в Педагогическом совете образовательного учреждения.
  8. Организует работу по оказанию помощи учащимся в преодолении психоэмоциональных и логопедических проблем.
  9. Организует повышение профессиональной компетентности специалистов.
  10. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
  11. Анализирует, обобщает и распространяет опыт работы Службы.
  12. Ведет необходимую документацию, пополняет методическую базу социально-психологической службы.
  • Социальный педагогВ круг функциональных обязанностей социального педагога входит:

– Взаимодействие с классными руководителями по выявлению детей для постановки на учет в организации образования.

– Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами, состоящими на внешнем учете и социально-уязвимых семей.

– Взаимодействие с районными и городскими социальными службами, Комиссией по делам несовершеннолетних, областным наркологическим диспансером, центром психического здоровья и другими заинтересованными организациями.

На основании этого социальный педагог:

  1. Осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и организации сопровождения учащихся, состоящих на внешнем учете в учреждении образования.
  2. Осуществляет индивидуальное сопровождение учащихся состоящих на внешнем учете в учреждении образования, учащихся с социально-эмоциональными проблемами.
  3. Взаимодействует с учителями и классными руководителями по индивидуальному сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами, сопровождению социально-уязвимых семей; детей, состоящих на внешнем учете в организациях образования.
  4. Составляет социальный паспорт  школы.
  5. Реализует системно-ориентированное сопровождение, направленное на профилактику и преодоление социально-эмоциональных проблем у детей и подростков.
  6. Взаимодействует с медицинской службой учреждения с целью выявления и сопровождения детей с ослабленным здоровьем.
  7. Консультирует учащихся, родителей и классных руководителей по проблемам в учебной и социально-эмоциональной сферах.
  8. Способствует организации летнего отдыха детей, лишенных родительского попечения, малообеспеченных семей, детей состоящих на внешнем учете в организациях образования.
  9. Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, Педагогическом совете школы, в организации и проведении семинаров и конференций.
  10. Взаимодействует с государственными и общественными социальными организациями с целью оказания помощи детям и семьям.
  11. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
  12. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы Службы.
  13. Ведет необходимую документацию.
  • Педагог-психолог школы
  • Взаимодействует с учителями школы  и принимает участие в разработке и реализации индивидуально- и системно- ориентированного сопровождения, профессионального самоопределения.
  • Осуществляет индивидуальное сопровождение  учащихся.
  • Проводит диагностику эмоционально-волевой, социально-эмоциональной и интеллектуальной сферы учащихся школы с целью создания единой психолого-педагогической системы сопровождения и рекомендаций.
  • Консультирует учащихся, родителей и учителей по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка.
  • Ведет карты индивидуального сопровождения учащихся.
  • Организует и проводит тренинги для всех участников образовательного процесса.
  • Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, методических объединений учителей школы, в Педагогическом совете школы; в организации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.
  • Посещает родительские собрания, информирует родителей о возрастных особенностях детей, о проблемах учащихся.
  • Систематически повышает свой профессиональный уровень.
  • Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы Службы.
  • Ведет необходимую документацию.

12.Способствует осуществлению преемственности в работе начальной и средней школы.

               13.Осуществляет информационную поддержку всех участников образовательного процесса в области профессионального самоопределения и выбора образовательного маршрута; пополняет и обновляет информационную базу данных о средних и высших профессиональных учебных заведениях.

4) Учитель-логопед

1. Организует и проводит обследование учащихся с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся дефектов устной и письменной речи.

2. Принимает участие в разработке и реализации системы индивидуального сопровождения учащихся.

3. Организует и осуществляет работу по комплектованию групп учащихся для логопедических занятий по результатам проведенного обследования.

4. Организует и осуществляет работу по коррекции звукопроизношения, дисграфии и развитию речи учащихся (индивидуальную и групповую).

5. Ведет речевые карты учащихся с логопедическими проблемами.

6. Взаимодействует с учителями по предупреждению и преодолению учебных затруднений у учащихся на уроках.

7. Консультирует учащихся, педагогов и родителей по логопедическим проблемам.

9. Участвует в работе психолого-педагогических консилиумов, Педагогическом совете школы, в организации и проведении семинаров и конференций по проблемам сопровождения.

10. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

11. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы Службы.

12. Ведет необходимую документацию.

5) Медицинский работник (в составе Социально-психологической службы)

  1. Информирует родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о планируемых медицинских профилактических осмотрах, иммунопрофилактике и других медицинских мероприятиях и проводит их после получения разрешения.
    1. Осуществляет контроль за организацией образовательного процесса, физического воспитания и трудового обучения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
    1. Проводит работу по учету и анализу всех случаев травм.
    1. Работает совместно с преподавателями физической культуры по организации специальных медицинских групп.
    1. Принимает участие в работе медико-психолого-педагогических комиссий при решении вопросов по переводу детей в коррекционные классы и другие учебные заведения с повышенным содержанием образования.
    1. Осуществляет ППМС-сопровождение детей состоящих на учете в организациях образования.
    1. Повышает свою квалификацию по специальности и проходит усовершенствование по вопросам медицинского обеспечения детей в образовательном учреждении.
    1. Принимает участие в осуществлении  лечебно-оздоровительной и лечебно-профилактической, информационно-просветительской работы школы, создании со­ответствующих стратегических документов; разработке любых управленческих решений, ка­сающихся вопросов лечебно-профилактической ра­боты школы.
    1. Ведет переговоры с партнерами школы по ле­чебно-профилактической работе.
    1. Участвует в работе педагогического совета, вносит предложения по совершенствованию лечебно-профилакти­ческой работы.
    1. Устанавливает от имени школы деловые контакты с лицами и  организациями, которые могут способствовать совершенствованию   физкультурно-оздоровительной работы в ней.

6)Инспектор ИДН (в составе Социально-психологической службы)

1.   Осуществляет сопровождение детей и семей, состоящих на внешнем учете в учреждениях образования.

  • Принимает активное участие в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в целях последующего определения формы и вида их устройства или оказания необходимой социальной, правовой, материальной, педагогической и др. помощи.
  • Проводит профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, осуществляя при этом постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.
  • Ведет контроль над условиями проживания подопечных, их учебой, поведением, досугом.
  • Совместно со специалистами Службы производит первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей и подростков, родители которых не обеспечивают им надлежащего воспитания, и своевременно предоставляет информацию директору школы.
  • Совместно с отделом образования, комиссией по делам несовершеннолетних, классными руководителями участвует в обследовании жилищных условий воспитания и проживания несовершеннолетних и подготовке заключений по вопросам, связанных с воспитанием при раздельном проживании родителей, разногласий между родителями о месте проживания ребенка (их детей), а также присвоением, изменением фамилии несовершеннолетних, использованием имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, отобранием детей от родителей или других лиц, лишением родителей родительских прав, восстановлением родителей в родительских правах.
  • Ведет агитационно-массовую работу среди населения по вопросам воспитания детей и правовой охраны детства в форме бесед, консультаций, разъяснений действующего законодательства, выступлений в печати, на родительских собраниях, так и в индивидуальных беседах.
  • Осуществляет связь с родительским комитетом школы в целях нахождения наиболее оптимальных путей содействия взаимодействию семьи и школы.

7) Председатель родительского комитета школы (в составе Социально-психологической службы)

  1. Совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.
    1. Вовлекает родителей в совместную деятельность с детьми.
    1. Влияет на формирование культуры родительского общения.
    1.  Является посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях.
    1. Поддерживает тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи.
    1. Привлекает в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи и ребенка.

8) Классные руководители

– Составляет социальный паспорт класса;

– Своевременное предоставление информации о посещаемости учащимися учебных занятий, текущей успеваемости учащихся, возникающих проблемах социально-психологического характера;

– ведение документации классного руководителя.

Қосымша ақпарат көздері